четверг, 1 февраля 2018 г.

Как стать учителем в Квебеке

Расскажу-ка вам, как стать учителем в Квебеке. Потому что я как раз в процессе.
Местные жители. После школы и колледжа они поступают в университет. За 4 года учебы в университете студент проходит две стажировки в школах. За это же время он должен сдать экзамен на знание французского языка. (Экзамен считается достаточно сложным для местных. Для иммигрантов и подавно. Я сдала с третьего раза. Но если бы это был мой родной язык, я бы сдала его сразу. Если человек доучился до университета на французском, то не сдать его сразу - это надо постараться.) Только при условии сдачи экзамена студент допускается до третьей, самой главной стажировки. При успешном прохождении этих этапов выпускник получает вместе с дипломом бакалавра "пожизненное" право на преподавание - brevet.

Учитель-иммигрант, имеющий неквебекский диплом и/или опыт работы за границей (даже если он канадец, но из другой провинции), должен сдать тот же экзамен по французскому. В результате он получает разрешение на преподавание - permis, действительное 5 лет. В течение этих пяти лет он должен пройти 5 предметов в университете и отработать по контракту 600-900 часов - это тоже стажировка (но оплачиваемая, так как это работа). В процессе этой стажировки директор школы оценивает его навыки и компетенции (их 12). И вот при положительной оценке директора плюс пройденные 5 предметов в университете иммигрант получает тот самый brevet.

Теперь начинается интересное, одинаковое для местных и неместных. Обладание brevet никак не гарантирует постоянную работу. В 99% случаев все начинается с замен. Кандидат регистрируется в школьной комиссии (типа гороно/районо), и его вносят в базу данных. Если какой-то учитель не вышел на работу (болезнь, беременность, причин много), кандидату звонят (чаще всего прямо с утра, в 6 часов) и говорят: могли бы вы поработать сегодня в такой-то школе, заменить такого-то учителя, в таком-то классе, такой-то предмет? И если кандидату это интересно, он собирается и едет "на работу". Предметы и школы могут быть самые разные. Надо иметь в запасе задания для всех возрастов по всем предметам. Дети, само собой, испытывают на прочность человека, который пришел к ним всего на день. Кандидату могут звонить каждую неделю, а могут не звонить несколько месяцев. Следует отметить, что эти замены довольно прилично оплачиваются. Благодаря им можно "засветиться" во многих школах, приглянуться дирекции или другим учителям или присмотреть себе школу, в которой нравится работать.

В августе школьная комиссия проводит ярмарку вакансий/контрактов на будущий год. Выбор невелик, потому что перед этим, в июне, комиссия проводит еще одну ярмарку вакансий, к которым имеют доступ те, кто дольше проработал на эту комиссию. Они выбирают контракты получше: в лучших школах, большее количество часов в неделю. Все, что осталось, - мелкие контракты на неполную занятость, неблагополучные школы - будет подобрано в августе "простыми учителями". Проработав какое-то время на общих основаниях и получив еще одну оценку со стороны дирекции, можно перейти в "приоритетный список" и выбирать в июне контракты получше. И если все хорошо сложится на этих "жирных" контрактах и все звезды сойдутся, то учитель получает постоянный пост. Всё, на этом жизнь наладилась. Можно расслабиться и просто работать до пенсии. С этого момента работник социально защищен всеми возможными способами.

Кто-то получает первый контракт в первый же год и остается навсегда в этой школе. Кто-то ждет телефонных звонков и бегает по заменам 5-7 лет. Или плюет на это и идет работать в частную школу. Или плюет еще дальше и вообще меняет сферу деятельности. По статистике, 25% выпускников-педагогов в Квебеке бросают работу в первые пять лет карьеры. Работа в частной школе имеет свои недостатки: социальный пакет минимален (или вовсе отсутствует, как в моей школе), пенсия будет несравнимо ниже, количество проработанных лет никак не влияет на "приоритетность" и не гарантирует работу на всю жизнь. Поэтому я изо всех сил вострю лыжи в сторону работы в государственной школе. На данный момент я нахожусь на на этапе обучения в университете (осталось 3 предмета) и работы на заменах. На основной работе я занята 3 дня, остальные дни жду телефонные звонки. Директор на основной работе, как мне кажется, чувствует неладное. Мне регулярно говорят, как сильно меня любят и уважают, какая я молодец и т.п. (в прошлом году не говорили). Это все, конечно, приятно. Ровно до того момента, когда я получаю зарплату (у меня почасовая оплата, только за проведенные уроки; подготовка к урокам, планирование, проверка контрольных работ не оплачиваются), и до того, как я думаю о том, что летом я буду два месяца без денег, каникулы и больничные неоплачиваемые и, если что-то изменится в планах дирекции или школы, со мной распрощаются, несмотря на всю любовь.

Чтобы завершить на оптимистичной ноте, покажу вам то, что каждый раз видят мои ученики:

6 комментариев:

  1. Учительский труд - жутко неблагодарный и тяжелый. Я бы давала медаль, но тебе это не поможет. Да, учителей на заменах дети жутко не любят, как мы своих не учили, они никак не поймут... в Онтарио выпускается не помню какое число там учителей, но нужно только 34% от тех кто выпускается каждый год. Так просто учителем не станешь, после года обучения проводят тест психологический на предмет можешь ли ты работать учителем, знаю двоих которым сказали, сорри, выбирайте другую профессию. Зарплата у онтарийских учителей хорошая ( по слухам до 75000 в год, в то время как Бритишь Коламбии до 45000 плюс пенсия, дополнительная медецинская страховка, и платные отгулы, например 3 месяца от стресса лечиться.) Нам в школе везло, учителя были очень большие профессионалы, одну только помню так себе. Ясно дело и знания у детей очень хорошие. Отсюда 7 место в мире по образованию. Я думала ты фортепиано преподаешь 🙈 У нас учителя фортепиано если работают на себя 40/50$ в час, если на школу 20$. Регестрировать бизнес не надо. За начавшийся год я отказала 5м детям, нехватка учителей ф-но жуткая. В Ванкувере было тоже самое, только в Торонто из-за наплыва дешевой рабочей силы было сложно заполнить студию. Стресса конечно много, вести свой бизнес, но я так понимаю и работать на кого-то тоже не сладко. И да, ни диплома, ни образования не надо 😂😂😂
    Ты молодчина!!! Благодаря нашим учителям дети будут иметь хорошие работы и соответственно жизнь.
    Р.S. У нас. Совершенно другая система обучения, на учителя надо учиться в колледже, 4 года, переучиваться не бывает, правда могут засчитать предметы с родины, очень мало. Обучение как в колледже и много онлайн, и тоже надо наработать часы в школе. В первые годы отпадает очень много студентов, и не важно что по 10000 платят ( до 5000 за обучение, немного больше 4000х за книги и всякие пособия, цены варьируются от значимости колледжа)... 75% набрал учишься, нет-до свидания. У нас практически нет учителей иммигрантов, мизерный процент, нашим детям ни разу не попались, никогда в жизни, даже на замене.

    Удачи!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Валя, спасибо за такой подробный рассказ!
      У нас все по-другому. Зарплата начинается где-то после 30 тысяч, но до пенсии может дорасти до 70 тысяч. Это приблизительно. Но в Квебеке вообще цены и зарплаты ниже.
      В Квебеке нехватка учителей. Во всяком случае, "гороно" так говорят. И со знаниями после школы тоже сложности. Очень большой процент тех, кто не доучивается до конца в средней школе.
      Уроки фортепиано стоят от 25 долларов. Тоже, вроде, восстребовано. Но меня еще интересует соцпакет :) И чтобы от стрессов лечиться :)) Учитывая, что муж работает на себя, я прикрываю тылы стабильным расписанием, работой до 16.00 и летними каникулами.
      В нашем регионе тоже почти нет учителей иммигрантов. На меня косятся :) А в Монреале их много.
      Еще раз спасибо! Очень интересно сравнивать!

      Удалить
    2. :) соцпакет - это то что нас держало на работе, а потом уже как начали работать обое на себя уже как-то привыкли. Не знаю ваши соцпакеты, у нас они конечно смешные, с учетом того, сколько стоит жизнь.
      Нда, 25/час как-то не радостно.
      Не до конца в средней школе??? Да ты что!!! У нас, конечно, в старшей школе нелегко, но бросивших мало. Они, бросившие, потом возвращаются в вечерние школы, когда ума немного добавляется. Если дети в школе старшей хорошо учатся им потом всякие гранты на учебу дают. С этого года в наших колледжа для детей у которых семейный доход меньше 50000 в год обучение бесплатное. У нас за 50000 в год лапки протянешь в середине года. Так что предполагаю государство сделало такое финт для отмазки.

      Удалить
    3. Я, наверное, неправильно перевела. У вас это, наверное, хай скул. В общем, та школа, которая с 12 до 17 лет. Вот до ее окончания доживают не все :) В Квебеке это прямо национальная проблема - "бросание школы". Потом, конечно, какой-то процент возвращается в вечерние школы. Но ситуация все равно сложная.
      Здесь можно выжить и на 30 тысяч семейного дохода. Бедные родственники вашей провинции :)
      Соцпакет - сюда я отношу оплачиваемые больничные, например. Мелочь, а приятно. Страховка там какая-то тоже есть. В общем, всяко лучше, чем в частной школе, где этого всего вообще нет.

      Удалить
  2. Галя, как интересно! спасибо, что рассказала) я прочитала и показалось, что у вас как-то не так трудно))) реальнее что ли. Потому что у нас даже на замену не попадешь. Этим занимается ОДНА фирма, и за мои 7 лет они НИ разу не открывали набор учителей на замены. С улицы никого не возьмут. Набирают так называемых помощников. Приходить помогать делать уроки. Но там зп совсем смешная, хотя, может, вариант засветиться.
    Получить тут постоянный контракт тоже нереально. Даже самим финнам. Если получают- закатывают коллегам праздник.
    Поэтому я как и ты работаю в частной школе с минимум соцпакета и низкой зп. И так же со страхом жду лета и два месяца безденежья. Но мне хотя бы биржа труда будет выплачивать до минималки, так бы совсем грустно было*(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксюша, переезжай! :)
      Да, тут сложно, но реально. Многих отпугивает язык, как мне показалось. В университете у нас в группе учителей иммигрантов было около 5% нефранкоговорящих. То есть остальные учителя, если и иммигрируют, то плюют на все и меняют сферу деятельности.
      Мне тоже биржа труда может выплачивать пособие, если наберется количество часов. Но так как я на неполной занятости, то у меня эти часы не набираются. Прошлым летом не хватило, кажется, 12 часов до пособия. В этом, благодаря заменам, надеюсь добрать.
      Здесь как раз на замены берут почти кого попало :) Раз у вас не набирают, значит, у вас учителя с отменным здоровьем и не болеют совсем. Постоянный контракт - это зависит от региона и восстребованности. Но тоже реально.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...