понедельник, 29 февраля 2016 г.

И тебя вылечат, и меня?..

Сегодня будет пост о квебекской медицине. Много текста, ноль картинок. Тем, кто в теме, может, это и не интересно. Но моим читателям из постсоветских республик будет о чем поговорить.
Начну издалека, с первых недель нашей жизни в Канаде. Я приехала сюда глубокобеременной на седьмом месяце. Специально подбирали билеты так, чтобы меня по срокам еще пустили в самолет. Причин рожать здесь было несколько, но сейчас не об этом. У квебекцев есть бесплатная медицинская страховка, которая покрывает многое (за исключением стоматологии, пластической хирургии и прочих "излишеств"). Условие: надо находиться в провинции более чем полгода в год. Поэтому даже пенсионеры, "зимующие" на Кубе, во Флориде и т.д., следят, чтобы не превысить полугодовой лимит своего отсутствия в Квебеке. Иммигранты как постоянные резиденты (те, у кого есть вид на жительство) имеют такое же право на страховку, кроме первых трех месяцев своей иммиграции. На это время лучше обзавестись частной страховкой. Но: больные, угрожающие своей болезнью населению (туберкулез и т.п.), жерствы насилия, а также беременные имеют право на медицинскую страховку сразу. Это я всё к тому веду, что ведение беременности и роды для меня были бесплатными (а не стоили 6-10 тысяч долларов). А это несомненный довод в пользу родить тут.
И вот мы приехали, нашли квартиру и поехали в госпиталь записываться к врачу. Нам говорят: "А у нас все врачи заняты". Всё бы ничего - приезжай со схватками и рожай. Но у меня предстояло третье кесарево, тут до схваток лучше не доводить. В другой больнице свободных врачей тоже не оказалось. С третьей повезло больше: нам сказали, что спросят у практикующей медсестры (это почти врач, только без доступа к операциям), может ли она вести мою беременность. И она согласилась! Ура! А когда мы всей компанией к ней пришли на прием, то она сама предложила нам стать нашим семейным врачом. Это вообще сто раз ура!!!
Иметь семейного врача - роскошь и неслыханное счастье. Поликлиники здесь не привязаны к месту жительства, и здесь нет участковых врачей. Где тебе посчастливилось пристроиться - там ты и лечишься. А если не посчастливилось, то в случае любой болезни (будь то отит, грипп, гинекология...) есть только два пути: запись на разовый прием в какой-нибудь клинике или "уржанс" (скорая помощь) в госпитале. Вызов врача на дом не существует здесь в принципе.
В общем, жила я себе первые два года тут и горя не знала. Когда заболевали Элли, Алиса или Тая, я звонила в нашу клинику, нас, как своих пациентов, записывали на разовый срочный прием, врач выписывал лекарства (бесплатные для детей до 18 лет, до сих пор не могу к этому привыкнуть и нарадоваться)... Год назад наша дорогая и любимая медсестра уволилась, и нас разделили между двумя другими медсестрами. Тоже неплохо. Мужу даже родинки бесплатно удалили, о чем он мечтал несколько лет в Украине.
Где-то полтора месяца назад произошел неприятный случай. Элька засунула себе в нос бусину. Обнаружилось это в 7 часов утра при сборах в садик. Я попросила мужа завезти ее по дороге в нашу клинику, чтобы там вынули бусину. В клинике секретарь не разрешила этого делать, потому что мы не были записаны в этот день на прием!!! Ругаться и качать права нельзя. Кто ругается и качает права, того исключают из пациентов клиники. Это черным по белому написано на стекле, разделяющем секретаря и посетителей. Муж потащился с дочкой в госпиталь, и там всё провернули за одну минуту. Как-то я после этого слегка разлюбила нашу клинику.

И вот неделю назад, впервые с момента приезда сюда, заболела я. С температурой 39,0 и шикарным кашлем. После Элькиных пневмонии и бронхита и маминой пневмонии, которые случились в последний месяц, я решила перестраховаться и показаться врачу. Позвонила в клинику, а мне говорят: "А вы не наш пациент. Вы обслуживались только во время беременности". Как так получилось, что при этих разделениях на медсестер меня "потеряли", останется загадкой навсегда. Оправившись от шока и бессильной злобы (потому что здесь я никому ничего не докажу и не объясню - напоминаю, что ругаться и качать права нельзя), начинаю проситься в пациенты. Но нет. Как вариант - я должна записать своего ребенка (когда у него что-то заболит) к его медсестре и там на месте попроситься к ней в пациенты. А просто прийти и попроситься нельзя. И всё это выясняется в пятницу. То есть для "сиротских больных без семейного доктора", какой я вдруг стала (и какой я, оказывается, была два года), выход с разовым приемом отпадает - клиники в выходные не работают. Остается уржанс в госпитале.
Вот теперь начинаются ужастики. Об уржансах я была наслышана давно. Ждать своей очереди к врачу можно до 24 часов. То есть, если повезет, то через 10 часов очередь дойдет, но в среднем - 14 часов и более. Через специальное приложение в телефоне я вычислила госпиталь, где сроки наиболее гуманные, и уговорила мужа везти меня туда. Туда - это 50 минут в одну сторону. По телефону мне сказали, что ждать очереди придется 2-6 часов. И мы потащились всей семьей. Заодно я решила и Таю проверить - она тоже давно покашливала.
Дальше - процедура такова. Я приехала в госпиталь. В основном все добираются своим ходом, потому что вызов скорой стоит $125 только за сам факт ее приезда плюс $1,70 за каждый километр пути. В общем, приехала. При входе тяну номерок и в  порядке очереди жду "отбор/просеивание". Смотрю на остальных. Дядька со сломанным пальцем. Беременная, которая ходит согнувшись и держась за живот, малышка с отитом... И тут приехал дедулечка (70 лет точно есть) с разбитой головой - упал дома, на затылке заклеенная пластырем рана, из которой потихоньку подтекает кровь, и он промакивает шею салфеткой. Его номерок - через 10 после моего. То есть даже на первичный осмотр ему еще сидеть минут 15, а то и полчаса. Никто даже не шевельнулся по этому поводу. Никто не предложил зайти вне очереди. Ему тоже и в голову не пришло проситься. В общем, мне оказалось больше всех надо. Подошла к секретарше, она давай руками махать: я ничего не решаю, это к медсестре. - Мадам, говорю, у человека кровь из головы течет! - Ладно, я уведомлю медсестру.  Через минуту вышла медсестра и позвала этого дедулю. Что обо мне подумали сидящие в очереди, я не узнала - здесь все очень вежливые в общественных местах (ругаться и качать права нельзя...).
Подошла наша с Таей очередь. Я рассчитывала, что медсестра послушает наши легкие, скажет, что к чему, если не бронхит и не пневмония - мы свалим домой. Медсестра спросила, что болит, измерила температуру и давление и определила категорию срочности - от 1-й (когда из пациента хлещет кровь, то есть реальная угроза жизни) до 5-й (ОРВИ и т.п.). У нас с Таей 4-я. У нее, потому что ребенок. У меня, потому что я сказала, что Элька недавно перенесла пневмонию. И вот мы вышли, обкатегоренные, ждать приема врача.
Зачем определяют категорию - потому что очередь продвигается не по тому принципу, кто первый пришел, а по сложности болезни. Теперь - тарам! - принимает пациентов один врач. То есть на весь госпиталь, со всей кучей народу, в уржансе сидит один-единственный врач. Вот, допустим, подошла очередь кого-то со сломанной рукой, а тут скорая привозит кого-то с сердечным приступом. И всё, врач решает вопросы с приступом. Остальные ждут. Только там все наладилось (а это дело даже не на час) - хлоп, еще кого-то скорая подвезла. Мало ли - авария на дороге или еще что... И все остальные продолжают ждать. Что бывает, если две аварии сразу, даже не хочу думать. Госпиталь - один на ближайшие несколько городков. Один "срочный" врач на несколько городов. На несколько десятков тысяч населения. Это потому что выходной день. А так - ого-го! - два врача. Но и пациентов в будние дни больше, по статистике.
Опустим часы нашего ожидания в зале и те же часы ожидания мужа с Элли и Алисой в машине... Через семь часов я заметила, что 90% тех, кто записывался утром в то же время, что и я, продолжали сидеть. Плюс общее количество ожидающих увеличилось втрое, если не вчетверо. Треть из них - с маленькими детьми. Одна дамочка успела связать метр шарфа (она была самая подготовленная к ожиданию :) ).  Девочка с отитом осталась ждать - ей дали парацетамол, чтобы снять на время ожидания боль. Беременную приняли спустя 6 часов ожидания. Дедуля с раной на голове продолжал ждать, когда мы уехали. То есть это не уржанс, это не срочность. Я не выдержала, и пошла говорить секретарше, что мы уезжаем. Она сказала, что, если мы останемся, ждать все равно еще несколько часов. Уходя, я сказала семейной паре, с которой мы до этого перекидывались несколькими фразами: "Я не понимаю, почему до сих пор квебекцы не устраивают забастовки против такой системы..."
Сегодня я попыталась записаться по телефону (есть специальная служба автоматической записи, начало записи - в 5:45 утра) в одну из четырех ближайших клиник на разовый прием. Нигде нет свободного места.
Что же, теперь я очень мотивирована клянчить себе место в нашей клинике (пусть там даже бусины не извлекают из носа вне очереди...) у нашей медсестры. И да, состояние здоровья улучшилось. К счастью. Потому что в такой системе лучше не болеть.

P.S. Свершилось! Медсестра, к которой "приписаны" Элли и Алиса, взяла меня под свою опеку, и я больше не сирота безродная у меня теперь есть семейный врач.
Я узнала: по статистике, в Квебеке каждый четвертый житель не имеет семейного врача. Кошмар...
Случайно на глаза попался "Протокол о неотложной помощи". Согласно ему, пациент с 4-й степенью "неотложности" должен попасть к врачу в течение 1 часа. На практике: папа моей ученицы со 2-й степенью (у него начал камень из почки выходить) прождал на днях врача 9 часов.

26 комментариев:

  1. Да, Алиса, канадская медицина, это что-то! Моя близкая подруга 12 лет назад переехала на ПМЖ в Канаду, всё было прекрасно, на здоровье никогда не жаловалась, ужасы начались пять лет спустя, когда она забеременела - была угроза выкидыша, но никто и не думал о сохранении!, врач ей сказала:"Ну что ж, если это произойдёт - значит не судьба!" Потом после рождении дочери были проблемы со здоровьем у малышки, первый осмотр педиатра произошёл только спустя несколько месяцев! и то диагноз правильный поставить не смогли. Слава Богу, всё обошлось. Потом начались болячки у самой подруги и она тоже с температурой 40 и рвотой 7 часов сидела в очереди в госпитале и никто к ней не подошёл! я поверить не могла, что такое возможно, говорю, почему ты в таком состоянии не попросилась без очереди, а она - да ты что! там столько деток маленьких в ещё тяжелейшем состоянии в очереди, как бы я посмела!
    У нас в Украине тоже, конечно, медецина не идеальна, но чтоб так оказывать помощь тяжелобольным... Мы уже привыкли, что врач приходит на дом, с рождения ведёт ребёнка, часто болеем, даже не представляю, чтоб мы делали в ином случае. В вашем, конечно, лучше не болеть, потому что помощи можно и не дождаться. Или устраивать забастовки против такой системы))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, по поводу сохранения беременности на ранних сроках я слышала давно. С одной стороны, когда долго не получается забеременеть, то потом долгожданную беременность хочется сохранить любой ценой. А с другой стороны, в этом есть логика: если что-то сразу не заладилось, природа сама разруливает эту ситуацию. Иначе потом может быть только хуже: врожденные аномалии и т.п. Но, опять же, не всегда есть четкая закономерность: может быть небольшая проблема на раннем сроке - и потом здоровый ребенок родится. И наоборот: идеальная беременность - и ребенок с врожденными пороками.
      Про забастовки мне местные сказали, что тут не тот менталитет, люди инертные. Значит, их это все пока не "достало".

      Удалить
  2. Да, .... У нас в Онтарио с медициной оказывается получше :( у нас есть wakl-in clinic - туда записываться не надо, работают 7 дней в неделю с утра до позднего вечера, ожидание от 10 минут до 30, это если температура, перелом, или еще что-то, они сразу на рентген отправят, на узи и выпишут лекарства. Лекарства за свой счет. Надо согласится, что в сравнении с Британской Колумбией, тут лекарства практически бесплатные (30$ за курс антибиотиков) В емерженси тоже ожидание до 6 часов, тоже один доктор... Фемили у нас активный, можно не записываться, приехал, сказал, совсем больной, она сразу (максимум 30 мин.) посмотрит. К специалисту, на МРТ и иже с ними - 2 недели ожидания, если хотим к специализированному детскому до года, специалисты хорошие, поэтому лучше сразу давить на направление к специалисту. Мы тут прошлую неделю тоже с гриппом все лежали, 41 температура была, прошла, уже привыкли, просто с температурой не ходим, это если только держиться более 4 дней- тогда уже идем к доктору, раньше чем через 4-5 дней никто простоду лечить не будет. Это уже опытным путем за 8 лет выяснили. Беременность тут тоже не "сохраняют" и дети тут рождаются заведомо здоровые, а не как в Украине - совсем больные. У меня дядя хирургом был в Украине, поэтому я медецину украинскую оцениваю с его точки зрения, а он говорил - беги от нее, Валя, беги, подальше. так что я канадской медециной довольна - лечат только больных, а если само пройдет, то зачем организм травить лекарствами. В Онтарио медицина бесплатная, в Британской Колумбии 150$ в месяц, но выглядит одинаково, что там, что тут. Вам желаю не болеть и найти хорошего доктора.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Валентина, walk-in у нас есть - это то самое "сан-рандеву", на которое точно так же надо записаться в 80% клиник. То есть это безнадежно, если ты не клиент этой клиники. Поэтому народ и валит в эмердженси с ОРВИ и создает там очереди...
      С простудой мы тоже не идем раньше 3-4 дней. МЫ лечимся "по Комаровскому". Вообще не знаю, что бы я без него делала.
      Спасибо за пожелания! Доктор нашелся!

      Удалить
  3. На Кипре тоже история со скорой нескорой помощью, только разрешено скандалить и громко выяснять.
    Я в госпитале была дважды, первый раз меня кто-то укусил, в ноге две дырки, на Кипре есть ядовитые змеи.
    Прождали полчаса,и нам сказали ждите....
    Уехали в частную клинику,
    Второй раз у меня не было страховки и было подозрение на аппендицит, я ждала пять часов.
    Муж с болью за грудиной, ждал 6, а это могло быть и сердце...
    Поэтому страховка это все, на мой взгляд просто необходима.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я пока не очень в курсе частной страховки. Но на всякий случай узнала координаты платных клиник. Визит стоит от 100 долларов - это уже если совсем припечет.

      Удалить
    2. Вот несправедливость :( а у нас тут такого нет. Говорят где-то "наши" доктора приходят за деньги на дом, но чтобы официально, платная клиника, то только в штаты ехать

      Удалить
    3. То есть в Онтарио нет частных клиник?

      Удалить
    4. Ну, тогда не обязательно в США. Можно в Квебек приехать :) Получается, это у вас там социализм, а не у нас :)

      Удалить
  4. Ещё немного и до нас ваша система доберётся..кошмар, конечно, когда нет выбора. Зато бесплатно..Здоровья всем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Выбор, наверное, есть. Как минимум - частные клиники. Но поповоду действительно неотложных случаев - тут альтернативы госпиталю нет. А может, я еще не всё разузнала...
      Спасибо за пожелания! И Вам здоровья!

      Удалить
  5. Галя, как интересно! Спасибо большое, что нашла время поделиться) обожаю читать вот про такие бытовые заметки. Очень многое похоже с финской системой, особенно эта самая "сросная" помощь. А так у нас есть районная поликлиника(но ты сам волен выбирать, к какой ты прикрепляешься), и у меня, и у ребенка-свои врачи. Утром в случае болезни можно позвонить и попасть к дежурному врачу, правда он смотрит и взрослых, и детей. Это очень печально, потому что идти к такому с Мией-стресс. Они совершенно не хотят находить подхода к маленькому ребенку, обращаются, как со взрослым. И Мия уже боится врачей. А так прием у специалиста можно ждать несколько месяцев, особенно проверку у стоматолога. Но надо отдать должное, что емли что-то действительно срочное, то попадешь сразу. Многие, конечно, ругают такую систему, особенно русские, которые привыкли к залечиванию.
    Галя, а сколько стоит страховка, если хочешь наблюдаться в частной клинике. Тут детская- от 400€ в год. Мы пока не делали Мии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксюша, а я не люблю так много писать о бытовом (а читать люблю :) )
      У нас стоматология детям до 12 лет бесплатная - государство оплачивает. Записаться туда легко. Правда, пломбы ставят ужасные металлические. В этом есть резон - зубы-то "временные". Но можно доплатить и получить белую пломбу. А вот для взрослых цены - ой-ё. Иммигранты предпочитают летать домой и лечить зубы там - даже с учетом билетов на самолет и гостинцев все равно получается дешевле.
      Про частную страховку пока не узнавала - мы пока не в той экономической прослойке общества, чтобы позволить себе эту роскошь.

      Удалить
    2. Это да, у нас стоматолог платный, это только если семья малоимущая (меньше 36000$ в год прибыли, тогда детям стоматология бесплатная. У нас Данику поставили 4 пломбы и 4 caps одели железных, 2500$ зато с телевизором, веселящим газом и всякими излишиствами типа цветную сосульку чтобы снять наркоз, тампончик для прикуса, пока наркоз отойдет. А молочный зубик вырвать, 220$, Данику недавно подушками выбивали потому как мама зажлобила к доктору идти. Все таки у вас социализм!

      Удалить
    3. Валентина, социализм тут со всеми вытекающими... Зарплата у очень многих и так ниже 36 тысяч в год.
      Наша Тая сама себе готова зубики вырывать - во-первых, ей интересно :) А во-вторых, фея же доллар принесет!
      220 долларов за молочный зуб - это круто!

      Удалить
    4. Где-то я так и подозревала, что не все так просто в Квебеке. В Торонто такие цены... садик 1000 в месяц, страховка на машину 300 в месяц, жилье от 300 000, и еще поискать такое надо, и до небес, налог на землю до 6000 в год, так что на меньше чем 100000 в год тут коньки отбросиш. В остальном Онтарио немного поменьше цены, но не особенно. Поэтому сложно сказать, где лучше жить :)

      Удалить
    5. Валентина, где лучше жить - известный факт - там, где нас нет :)
      Я не сильна в подсчетах, но мои друзья считали-считали и насчитали, что при более высоких зарплатах и более высоких расходах в результате разница не большая получается... А мы с мужем не считаем и не сравниваем. Пыхтим и стараемся здесь. И очень признательны Квебеку, что он единственный нас к себе взял, в отличие от остальных провинций.

      Удалить
    6. Со всеми пропс&конс, я Канаду все равно люблю, и думаю не променяю ни на Европу, ни на Америку, хотя еще бы пожила в Квебеке и в Новой Скоше, успеть бы до пенсии :)

      Удалить
  6. Обалдеть... сказать, что я в шоке - ничего не сказать... а пост так хорошо начинался - столько бесплатностей) а как же элементарное сочувствие, человечность... Я не легко переношу, когда место в общественном транспорте пожилым людям и деткам не уступают, а тут...
    Сразу вспоминаю случаи, когда моя дочка за 10 минут опухла от укола антибиотика, на который не было аллергии... или как-то днем она еще бегала на улице, а в пять утра я уже вызывала скорую. Болел живот, температура, оказалась пневмония... такой вирус... или просто бегала в парке, упала, разбила голову на затылке. И кстати, закон подлости работает отлично - все наши самые серьезные заболевания случались накануне выходных или даже праздничных выходных) но, слава Богу, скорая у нас все-таки работает и дежурные врачи в больницах есть) а вообще, конечно, хорошо иметь своего врача, которому ты полностью доверяешь... и да, утверждение, что беременность не нужно "сохранять" немного злит... сама сохраняла почти 2 месяца, а могла не сохранять... так же проще...
    Галя, спасибо, что делишься своим опытом и впечатлениями) действительно интересно для нас, из постсоветских стран)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, насколько зна, в Европе, к примеру, нигде беременность не сохраняют на начальном сроке. Вернее сказать, что если вощникают проблемы, то не помогают. Во многих странах поздно и на учет ставят. В Финляндии только на 8 неделе. Более того, даже если делают ЭКО, что обходится дорого и государству, и женщине, то прогестероном поддерживают пару недель, а потом, даже если беременность наступила, но, скажем, с угрозой выкидыша, то прекращают. Это тяжело понять с точки зрения женщины и мамы, но у врачей явно есть на это разумные доводы.

      Удалить
    2. Анна, по поводу сохранения беременности я солидарна с Ксюшей. Я там выше написала.
      А по действительно неотложным случаям - ох, лучше об этом не думать, а то страшно жить...

      Удалить
  7. Галя, самое главное - поправляйся!!!!
    И правильно говорят, все познаётся в сравнении.... А местную медицину я побаиваюсь :) нас воспитывали по принципу "нужно залечить", а здесь работает другой "само пройдёт".... Надо перестраиваться, а жизненный опыт не даёт :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ох уже это "само пройдет"! "Всё в порядке, капайте в нос физраствор и попейте гомеопатический сироп при кашле..." У нас бы уже и интерферон выписали, и витамины, и еще кучу ненужного :)

      Спасибо, Наташа, я уже почти не кашляю. И нашла врача. Ура!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...